«PR — это не профессия. PR — это бизнес».
Сказал однажды наш основатель, и вот уже более 30-ти лет «Михайлов и Партнёры» воплощают этот принцип в качестве лидера отрасли.
В бизнесе не бывает неважных деталей. Взять, например, хотя бы самых младших наших сотрудников. За последние четыре года мы построили весьма эффективную программу стажировок. Система отбора и наставничества спроектирована так, что стажер в итоге либо остаётся с нами уже в качестве ассистента, либо быстро находит хорошее место на рынке.
В основе программы стажировок — четыре ценности профессионала в области коммуникаций. Мы не часто озвучиваем их стажерам напрямую, но всегда стараемся заложить их в профессиональное мышление тем, с кем работаем.

Разумеется, путь успешного коммуникатора — это гораздо больше аспектов, навыков и ценностей. Но если фокусироваться на чем-то избранном, то именно на этих четырех направлениях. Последовательность ценностей тоже очень важна. От малого к большому. От частного к общему. Нам такой подход очень помогает. Надеемся, и вам он принесет пользу. Как стажерам, так и профессионалам.
Люди
Те, кто окружают вас на работе — не временные попутчики, с которыми вы коротаете день. Каждый коллега — это уникальный опыт, знания, способности и таланты. Это ваш наставник. И не важно, старше он вас по должности или нет. У него обязательно нужно научиться тому, чего вы еще не знаете.
Общайтесь с коллегами. Наблюдайте за тем, как работают ваши коллеги. Хорошее — копируйте. Плохое — запоминайте, чтобы не повторять. Обязательно задавайте вопросы. И помните — каждый коллега формирует ваш профессиональный нетворк на всю вашу карьеру. Кто знает, каким важным человеком через 10 лет станет такой же стажер за соседним столом…
Клиенты
Заботьтесь о клиенте и ваших деловых отношениях с ним. Всегда досконально изучайте вашего клиента. Человека, команду, организацию. Знайте, чем клиент живет сейчас, какова его история, планы на будущее и перспективы его рынка. Поддерживайте добрые отношения, а не только формат «получили задачу, предложили решение».
Интересуйтесь не только клиентом, но и его конкурентами. Вызовами, достижениями, стратегией, тактикой. Стремитесь знать бизнес своего клиента лучше, чем он сам. Думайте о его рисках так, как думали бы о своих рисках. И не думайте, что клиент бывает только в консалтинге. У каждого инхаусного пиарщика больше внутренних клиентов, чем вы можете представить. Так что навык думать и заботиться о клиенте вам пригодится всегда.
Кругозор
99 из 100 процентов идей и эффективных решений уже придуманы. И в пиаре, и в бизнесе. От медведя убежит не тот, кто бегает быстрее медведя, а тот, кто бегает быстрее соседа. Побеждает тот пиарщик, который знает больше решений и инструментов и может быстрее всех синтезировать из них новые яркие идеи и решения. Это знание — и есть кругозор. Чем он шире, чем больше разных тем (отраслей, дисциплин, событий, источников, нюансов) он охватывает, тем сильнее и релевантнее будут ваши профессиональные решения. Причем кругозор — это не только про область вашей деятельности, а вообще про все.
Исследования говорят, чтобы стать экспертом в определенной деятельности, человек должен уделить ей минимум 10 000 часов. Хороший пиарщик не должен быть настолько большим экспертом во всем, но он обязан сносно разбираться в максимально возможном количестве тем и предметов. Если вы занимаетесь корпоративным пиаром, нужно штудировать минимум 2-3 ежедневных деловых издания. Не только по своей отрасли, а вообще все рубрики. И желательно еще парочку — про технологии и, скажем, про психологию. То же самое касается любой другой коммуникационной специализации: креатива, маркетинга, соцсетей, антикризиса. Чем шире спектр вашего внимания и знаний, тем ценнее и эффективнее будет ваша работа.
Стратегия
Многие начинающие (да и продолжающие) коммуникаторы не в состоянии внятно ответить даже на простейший вопрос: «Зачем вы этим занялись?» У них нет ни то что плана на карьеру, но даже целей на ближайший год. В результате такие пиарщики через 5-10 лет обнаруживают себя в лучшем случае на очень средних позициях, разочаровываются в профессии, и мир навсегда теряет талантливого человека. Вы и сами наверняка сталкивались с ситуацией, когда очевидно: предлагаемые пиаром коммуникационные решения идут в полном отрыве от потребности бизнеса. Это оно.
Как можно создать эффективную, решающую бизнес-задачи коммуникационную стратегию, если человек не может даже свою стратегию развития сформулировать?
Карьера профессионала начинается с его первого рабочего дня. То же самое касается и организаций. Не задумываясь о стратегии, не размышляя о промежуточных и конечных целях, не стремясь к чему-либо, очень легко потерять драгоценное время и остаться ни с чем. Поэтому и в основе хорошего пиарщика, и в основе хорошего пиара всегда должна лежать хорошая стратегия. Тот самый ответ на волшебный вопрос бытия: «Зачем?»
