/
/
/
МП Аналитика: 5% россиян никогда не пользуются общественным транспортом

МП Аналитика: 5% россиян никогда не пользуются общественным транспортом

Компания «Михайлов и Партнёры. Аналитика» представила на форуме «Транспортная неделя» очередной выпуск социологического проекта «#МЫСЧИТАЕМ», в рамках которого изучаются настроения россиян по самым острым общественным темам. Новый опрос, посвящённый транспорту, выявил: почти все россияне пользуются общественным транспортом — только 5% признались, что никогда этого не делали. При этом каждый второй пассажир считает, что в его городе не хватает водителей, а 42% уверены, что беспилотные технологии в ближайшем будущем смогут полностью заменить человека за рулём.

Все дороги ведут в автобус

Главным видом транспорта в России остаётся автобус — каждый третий совершает на нём регулярные поездки, а 27% выбрали бы именно автобус при равных условиях. В Москве и Санкт-Петербурге по-прежнему безоговорочно лидирует метро: им пользуются более 90% жителей, тогда как в других городах оно остаётся скорее мечтой, чем реальностью. В регионах, где метро отсутствует, чаще выбирают маршрутные такси, особенно в Южном и Северо-Кавказском округах.

Цена вопроса и комфорт поездки

Цена вопроса и комфорт поездки Общий уровень удовлетворённости работой общественного транспорта составил 3,3 балла из 5. Почти половина россиян (47%) заявили, что довольны, треть (35%) — что довольны лишь частично, и почти каждый пятый (18%) выразил недовольство. Самые высокие оценки традиционно в Москве (4 балла) и Санкт-Петербурге (3,6 балла), самые низкие — в Сибири (3 балла) и на юге страны (3,1 балла).

Дополнительно исследователи проанализировали, какие именно факторы сильнее всего влияют на общее ощущение удовлетворённости транспортом. Оказалось, что для пассажиров решающим оказывается не цена, а удобство: именно расписание движения, комфорт во время поездки, качественную работу водителя и условия на остановках чаще всего определяют, насколько человек доволен транспортом. При этом стоимость проезда, хоть и оценивается низко при прямом вопросе, в целом слабо влияет на итоговую оценку — людям важнее, чтобы транспорт ходил вовремя и было комфортно добираться.

Способы оплаты также демонстрируют технологический сдвиг: 46% пассажиров оплачивают проезд банковской картой или переводом, 21% по-прежнему предпочитают наличные, 16% используют социальные или транспортные карты. Оплата по QR-коду пока остаётся экзотикой — готовы к ней лишь 1% респондентов. К биометрии и геолокации россияне относятся настороженно — более 50% не готовы использовать эти технологии, хотя среди молодёжи от 18 до 25 лет готов попробовать каждый третий.

Водители под прицелом

Более половины опрошенных (53%) уверены, что в их городах ощущается нехватка водителей. Особенно часто об этом говорили жители Приволжского (61%) и Сибирского (63%) федеральных округов. Средний уровень удовлетворённости работой водителей составил 3,4 балла, при этом в Москве — 3,8, а на юге и Северном Кавказе — около 3,0.

Большинство россиян отмечают позитивные качества водителей: 67% считают, что они соблюдают правила дорожного движения, 63% — что выглядят аккуратно, и столько же — что проявляют профессионализм. Однако 25% жалуются на агрессивное вождение, 21% — на грубость, и 20% — на невнимательность за рулём.

Половина респондентов (49%) считают, что водителям нужна униформа, а 40% относятся к этому безразлично. Причём сторонников униформы больше среди людей старшего возраста — 60 лет и старше.

Профессия водителя: уважают, но не выбирают

Несмотря на признание социальной значимости отрасли — об этом заявили 57% россиян, — 42% не хотели бы, чтобы их дети работали в транспорте. Более половины (54%) уверены, что условия труда и уровень оплаты оставляют желать лучшего, а 77% считают, что молодёжь избегает транспортных профессий. Тем не менее 60% убеждены, что работа на транспорте заслуживает уважения и остаётся востребованной.

Беспилотное будущее: между страхом и любопытством

К беспилотному транспорту россияне относятся с осторожным оптимизмом. 42% верят, что технологии смогут полностью заменить водителей, но пока 39% занимают нейтральную позицию, 34% настроены скептически, и лишь 27% оценивают перспективу положительно.

Эмоциональное отношение тоже неоднозначно: 40% испытывают недоверие, 23% — страх, 37% — любопытство, и столько же — желание испытать новый транспорт. Впрочем, 60% готовы хотя бы раз прокатиться на беспилотном транспорте, а каждый третий — пользоваться им на постоянной основе.

Главные ожидания связаны с улучшением графика и удобством: 48% надеются на круглосуточную работу транспорта, 44% — на строгое соблюдение расписания, 39% — на снижение стоимости поездок, а 27% — на рост комфорта. Вместе с тем 58% опасаются технических сбоев, 47% — непредвиденных ситуаций без человеческого участия, а 45% — неясности с ответственностью при авариях.

ВСМ: надежды на скорость

О проекте высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) слышали 68% россиян, при этом 14% хорошо осведомлены о его деталях. Большинство (66%) относятся к строительству магистралей позитивно, 30% — нейтрально, и лишь единицы выражают сомнение.

Почти треть опрошенных (29%) уверены, что смогут проехать по маршрутам ВСМ уже через пять лет. Наиболее ожидаемые направления — Москва–Адлер и Москва–Екатеринбург, а в мечтах пассажиров — линии до Владивостока и Благовещенска. Россияне связывают развитие ВСМ с ростом мобильности населения (51%), развитием внутреннего туризма (50%) и улучшением транспортной доступности (44%).

Методология

Исследование проведено методом онлайн-опроса среди городского населения России старше 18 лет. Выборка составила 2033 респондента из 437 городов в 80 регионах страны. Полевые работы прошли в октябре 2025 года.

Файл исследования доступен в разделе МЫСЧИТАЕМ.