/
/
/
Что мешает молодым пиарщикам правильно расти или ошибки начинающего коммуникатора

Что мешает молодым пиарщикам правильно расти или ошибки начинающего коммуникатора

3 года ago

Раньше было как: жил да был большой бренд. У большого бренда было свое подразделение коммуникаций разной степени продвинутости. И у других больших брендов были такие же подразделения. И еще были коммуникационные/рекламные/креативные/digital агентства. Все стройно и понятно.

А сейчас как стало? Есть большой бренд со своим подразделением коммуникаций, тут как раньше. Но теперь внутри большого бренда есть еще 10-50 суббрендов (компаний) поменьше. И там везде тоже есть свои подразделения коммуникаций. А еще, если бренд совсем большой, у него есть не только пул внешних агентств, а даже внутреннее агентство. И везде постоянно нужны люди.

То есть емкость рынка труда в коммуникациях за несколько лет выросла в разы. Это к вопросу о том, что профессия пиарщика умирает, ага. Спрос на коммуникаторов и конкуренция работодателей за них колоссальны. И качественное предложение, прямо скажем, за этим спросом просто не успевает (Илон Маск, неси роботов!). Поэтому в нашу уютную индустрию приходит много молодых да ранних. Специально для них вспомнили свои первые шаги в профессии и рассказываем, как не наломать дров совершенно типовыми ошибками начинающего пиарщика.

Ошибка 1. Относиться к своему делу просто как к работе

Самая распространенная ошибка. Если вы ходите на работу только потому, что там платят зарплату – не идите в коммуникации, еще есть время поменять траекторию карьеры. Коммуникации – это творческая профессия, а вернее даже ремесло. Чтобы взять в нем заметную высоту, свое дело нужно любить, интересоваться им, относиться к нему как к хобби. Заниматься им в свободное от работы время, без остановки учиться и развиваться. Таков путь (с).

Ошибка 2. Не разобравшись в своей теме, копировать чьи-то удачные идеи

В каждой соцсети есть рассыпь сообществ, собирающих лучшие твиты, ситуативный пиар, комменты и другие коммуникационные креативы компаний. Большой соблазн новичка – быстро скопировать что-то яркое из подсмотренного и через это выделиться перед начальством. Не работает в большей части случаев. Потому что у любого бренда и у любой отрасли огромное количество нюансов, не дающих возможность просто так копировать других. Поэтому первые несколько дней на рабочем место нужно потратить на скрупулезное изучение продукта вашей компании, ее клиентов и их ожиданий, текстов про устройство рынка, отчетов и аналитики, до которой сможете дотянуться. Потратьте на эти изыскания хотя бы 40 часов. А потом уже идите креативно копировать. И вот тогда ваша инициатива, например, с real time PR действительно будет в кассу.

Ошибка 3. Стесняться/лениться задавать вопросы

Никто не ждет от вас ни мудрости, ни глубины опыта. Но от вас точно ждут, что вы будете учиться, и не в корпоративных программах повышения квалификации, а в бою. То есть в процессе работы. При этом никто не будет бегать за вами и проверять, достаточно ли у вас информации и все ли вы поняли (если бегают – вам очень повезло с руководителем или наставником, но это большая редкость). Чем больше вопросов вы задаете, чем меньше непонятного остается в вашей картине рабочего мира, тем быстрее вы начнете делать работу так, как от вас ждет работодатель. В любом коллективе всегда найдется 1-2 старших коллеги, с радостью забрифующих вас почти по любому вопросу за обедом или в курилке. Но первый шаг – вопрос – всегда за вами.

Ошибка 4. Перестать учиться

Частая ошибка вчерашнего студента – «я отучился в институте, на этом мой путь ученика закончен. Впереди путь матерого волчары». На самом деле концепция lifetime education или непрерывного образования как никогда актуальна именно в нашей профессии. Потому что это и не профессия как таковая, а скорее область знаний и ремесло. В котором важна не столько теоретическая база и механики, а способность охватывать вниманием большие широкие и глубокие пласты знаний, постоянно узнавать новое и расширять кругозор и из этого всего синтезировать идеи и решения.

Ошибка 5. Бояться перетрудиться

Гибкий и четкий график — за этим, пожалуйста, в фастфуд. А в коммуникациях везет тому, кто везет. «Тот самый» момент часто наступает после завершения трудового дня. А идеальное решение приходит на ум в выходные. Работать нужно много, особенно на старте. И не переживать по этому поводу. Так устроен механизм роста в нашем деле. Причем, усердным трудом может быть компенсирован даже природный недостаток интеллекта, образования или креативности. И кстати, такова реальность не только коммуникаций, но и любого другого консалтинга. А может и корпоративной жизни как таковой. Солнце улыбается трудолюбивым.

Ошибка 6. Прыгать с места на место

Распространенная ошибка новичка – менять работу раз в год или даже чаще. С одной стороны, хочется все попробовать и с берега трудно узнать «работу мечты». С другой стороны — два три резких перехода, и вот уже работодатели воспринимают вас как несерьезного и ненадежного сотрудника, с которым не создать стабильный и устойчивый результат. Да и, честно говоря, научиться чему-то по-настоящему за несколько месяцев невозможно. По нашим наблюдениям, оптимальный стаж молодого бойца на одном месте – 1,5-2 года. Но и дольше трех лет на одной работе без очевидного роста проводить не рекомендуем – можно потерять в динамике карьеры.